|
|
|
||||
Н.Е.Жуковский с учениками возле аэродинамической трубы
Вот как описывает В.П. Ветчинкин свое вступление в члены воздухоплавательного кружка и начало своей работы с Н.Е. Жуковским: «Началась моя работа в помощь
Н.Е. Жуковскому осенью Для молодого студента работа, которая велась под непосредственным наблюдением такого выдающегося ученого, каким был Н.Е. Жуковский, явилась превосходной школой. Талантливый, чрезвычайно энергичный, В.П. Ветчинкин обратил на себя внимание выдающегося русского ученого. В 1909 году Н.Е. Жуковский начал читать лекции по теоретическим основам воздухоплавания. В.П. Ветчинкин был одним из первых слушателей этих лекций. Он стенографировал эти лекции и готовил их к изданию. Постоянное обсуждение с ним отдельных частей издаваемого курса, а в связи с этим и частные беседы на общенаучные темы как нельзя лучше открывали перед В.П. Ветчинкиным широкие горизонты современной науки. Лекции Жуковского
«Теоретические основы воздухоплавания», записанные и подготовленные к
печати В.П. Ветчинкиным, вышли в свет в Совместная работа по изданию лекций необычайно сблизила учителя и ученика. Для Н.Е. Жуковского его талантливый ученик становится самым близким сотрудником и продолжателем его работы. Участие в работах кружка, работа по изданию «Теоретических основ воздухоплавания» и возникшее отсюда сближение с Н.Е. Жуковским привело к тому, что В.П. Ветчинкин избирает своей ближайшей специальностью воздухоплавание. Как отмечал сам В.П. Ветчинкин,
с Вот как Н.Е. Жуковский сам характеризует сотрудничество со своим учеником: «Начиная с 1 июля Общее руководство бюро принадлежало Жуковскому, вопросами прочности и расчета винтов руководил Ветчинкин, аэродинамическим расчетом руководил А.Н. Туполев. Авиационное расчетно-испытательное бюро сыграло исключительную роль в развитии самолетостроения в России. Под руководством Ветчинкина в бюро был проведен расчет нескольких десятков самолетов, в том числе почти всех самолетов русской конструкции. В.П. Ветчинкин, ясно понимая необходимость систематического изучения поведения самолета в условиях его полета в воздухе, не довольствовался лабораторными и теоретическими исследованиями, он установил прочные связи на аэродроме с летчиками Московской авиационной школы. С декабря
С началом первой мировой войны при непосредственном участии Н.Е. Жуковского для подготовки военных летчиков создаются четырехмесячные курсы при МВТУ для изучения теоретических основ авиации. Лекции по аэродинамическому расчету самолета и по динамике полета читал сам Н.Е. Жуковский. Для проведения групповых занятий он привлек своих учеников, ставших впоследствии выдающимися авиационными конструкторами: В.П. Ветчинкина, В.С. Кулебакина, Б.С. Стечкина, А.А. Микулина, В.Я. Климова, Г.М. Мусянинца, К.А. Ушакова.
Н.Е.Жуковский и его ближайшие ученики - организаторы и первые руководители основных подразделений ЦАГИ
Лабораторные занятия по аэродинамике со слушателями теоретических курсов велись в аэродинамической лаборатории МВТУ. С помощью военного ведомства ее несколько расширили, построили небольшую специализированную аудиторию с оборудованием для занятий по авиации. С 1914 по 1917 гг. теоретические авиационные курсы закончило 242 человека – в основном это были студенты МВТУ и Московского университета, из которых впоследствии вышло немало хороших авиационных инженеров и летчиков. Значительное влияние на развитие аэродинамики имели работы С.А. Чаплыгина, ученика и ближайшего друга Н.Е. Жуковского. С.А. Чаплыгин работал на кафедре теоретической механики Технического училища с 1896 по 1906 гг. Замечательные работы С.А.
Чаплыгина «Теория решетчатого крыла» ( Можно считать, что в Училище
были заложены основы авиационного бомбометания. Н.Е. Жуковский со своими
учениками В.П. Ветчинкиным, Б.С. Стечкиным и другими провел большие
исследования в этой области. В работах «Бомбометание с аэропланов» ( Н.Е. Жуковский создал блестящую школу учеников в Московском техническом училище, которые превратили молодое училище в первоклассную техническую школу. Они продвинули вперед русскую технику, во многом опередив зарубежные страны. Среди них должны быть отмечены: Один из самых знаменитых русских инженеров, почетный академик В.Г. Шухов, который, блестяще сочетая теорию с практикой, был автором смелых и остроумных конструкций, глубоких теоретических исследований, талантливым изобретателем, которого не раз называли русским Эдиссоном. Инженер Н.П. Зимин, строитель Московского водопровода, много занимавшийся теоретическими исследованиями работы водопровода. Совместно с Н.Е. Жуковским он проводил знаменитые опыты над гидравлическим ударом в водопроводных трубах на Алексеевской водокачке. Во время поездки в Америку Н.П. Зимин своими докладами оказал содействие внедрению теории гидравлического удара в американскую практику. Инженер А.П. Гавриленко, профессор и директор Технического училища, близкий друг Н.Е. Жуковского, первоклассный конструктор. Инженер В.И. Гриневецкий, профессор Технического училища, творец русской теплотехнической школы и основатель теплотехнического института, выросший под научным влиянием Н.Е. Жуковского. Инженер Н.И. Мерцалов, профессор Технического училища, близкий ученик Н.Е. Жуковского, работавший с ним по техническому приложению гидродинамики и теории машин и механизмов. Инженер А.И. Сидоров, профессор Технического училища, работавший по теории регулирования и особенно способствовавший исследованиям Николая Егоровича по этой теории, а также и по другим вопросам практической механики. Инженер Л.П. Смирнов, профессор Технического училища, принимавший близкое участие в работах Н.Е. Жуковского по теории регулирования и теории машин. Инженер С.А. Федоров, профессор Технического училища, который привлек внимание Н.Е. Жуковского к исследованиям по веретенам и другим вопросам текстильных машин и механизмов. Свою педагогическую
деятельность Н.Е. Жуковский начал в Осенью В Жуковский считал для себя
великой честью вести преподавание в этих двух крупнейших школах страны.
Позднее прибавилась работа в Практической академии коммерческих наук (до
Н.Е. Жуковский принадлежал к числу тех ученых, для которых их творческая научная работа неотделима от преподавания. С самых первых шагов, как учителя физики в гимназии, а затем преподавателя и профессора в Техническом училище и в Московском университете, и до последних дней своей жизни он был неутомимый, аккуратный и прекрасный преподаватель. Постоянное общение с аудиторией, с его учениками на лекциях и в лабораториях, на научных докладах в ученых обществах было для него необходимой частью его научной жизни. В середине
XIX
века в Московском университете, Техническом училище, как и во многих
других высших учебных заведениях, основное направление в преподавании
механики было в основном аналитическое – по Лагранжу. Здесь все
изложение ведется чисто аналитическим путем. В предисловии ко 2-му
изданию «Аналитической механики» ( Эти курсы, основанные на идеях Лагранжа, были доступны пониманию студентов французской Политехнической школы, обладавших высокой математической подготовкой, но они с трудом усваивались тогдашними студентами Технического училища. Из воспоминаний студента Технического училища, впоследствии почетного академика В.Г. Шухова «до Н.Е. Жуковского механика преподавалась в запутанном и трудном для студентов изложении». (Из материалов музея Н.Е. Жуковского). В России определяющим было влияние М.В. Остроградского, идеи которого развивал Н.Д. Брашман (1796-1866 гг.) – основатель Московского математического общества. Н.Д. Брашман занимал кафедру механики в Московском университете в течение 30 лет и им заложены первые научные основы этого предмета. Продолжали его работу профессора Ф.А. Слудский и В.Я. Цингер. В то время геометрические идеи Л. Пуансо (1777-1859 гг.) в Московском университете, конечно, были известны, но стояли как-то на втором плане. Еще будучи студентом Московского университета, Николай Егорович с особым интересом занимался механикой и слушал лекции Слудского и Цингера. Ф.А. Слудский читал курс
механики в течение 20 лет. На этом курсе сказалось влияние
Остроградского, Брашмана и Сомова. В предисловии к «Курсу теоретической
механики» (М., Профессор В.Я. Цингер – геометр по специальности, пользовался особым авторитетом у студентов. Как вспоминал В.В. Голубев, прекрасные лекции Цингера, его геометрический талант, вероятно, в значительной мере определили характер научного мышления Жуковского. На собрании, посвященном памяти В.Я. Цингера, Н.Е. Жуковский говорил: « … Теперь мы чествуем память математика, которого, по справедливости можно назвать главой русской геометрической школы. Избрав своей специальностью чистую математику, В.Я. Цингер живо интересовался теоретической механикой. Так, в первом томе математического сборника В.Я. Цингер поместил статью «Об относительном движении брошенной точки», в которой замечает, что при обыкновенном приближенном решении этой задачи с помощью теоремы Кориолиса делают собственно неестественное допущение, что точка в своем абсолютном движении находится под эффектом силы, меняющей направление в зависимости от перемещения места наблюдения. Он показывает, что, трактуя задачу, как задачу об абсолютном движении, мы при указанном предположении именно и получаем при переходе к относительному движению интегралы движения в форме Бура. Цингер предлагает задачу об относительном движении брошенной точки решать сначала как задачу об абсолютном движении, отбросив от наблюденной силы тяжести центробежную силу, а потом полученное абсолютное движение преобразовать в относительное. Таким образом получается без всякого интегрирования полное решение задачи.
|
||||||
|
||||||
|
|
|
||||
©
Разработка и поддержка сайта: Алексей Пашков alvp2010@mail.ru |
|