|
|
|
||||
Николай Егорович Жуковскийученый и педагог
1847 - 1921
Научная деятельность Н.Е. Жуковского открыла новую страницу в развитии теоретической механики в России, ибо до его работ в российских университетах теоретическая механика даже не рассматривалась как самостоятельная научная дисциплина, а развивалась как прикладная математика. Кафедра теоретической механики Императорского московского технического училища во главе с Н.Е. Жуковским сделалась всероссийской кафедрой механики. Научное наследие Н.Е. Жуковского огромно. Его исследования охватывали широкую область теоретической и прикладной механики, которые можно классифицировать по основным разделам механики следующим образом: гидромеханика – 46 работ, аэродинамика – 50 работ, теоретическая механика (включая астрономию и математику) – 41 работа, речи и статьи по истории механики – 27, прикладная механика – 30.
Уже в первые годы научной деятельности Н.Е. Жуковский исследовал широкий
круг вопросов в области общей механики, механики твердого тела,
гидродинамики, астрономии. Он изучал вопрос об ударе твердых тел
(1878-1888 гг.), о гироскопических приборах и маятниках (1881-1895 гг.),
дал геометрическую интерпретацию общего случая движения твердого тела
вокруг неподвижной точки (
Особое место среди его работ по общей механике занимает докторская
диссертация «О прочности движения» ( Жуковский был крупным специалистом в России по данному вопросу и был приглашен оппонентом при защите диссертации по устойчивости движения А.М. Ляпуновым.
В
Н.Е. Жуковский выполнил крупные исследования в области гидравлики. Среди
этого цикла работ особенно выделяется исследование «О гидравлическом
ударе в водопроводных трубах» ( Н.Е. Жуковский занимался также изучением теории смазки и посвятил ей несколько работ.
В Большую роль здесь сыграло также и знакомство Жуковского с Д.И. Менделеевым. Менделеев был не только великим русским химиком, но и серьезным механиком. В мировом же масштабе в то время обсуждали проблемы воздухоплавания. Н.Е. Жуковский с большим интересом прослушал на 6 съезде русских врачей и естествоиспытателей доклад Д.И. Менделеева, относящийся к механике жидкостей и к воздухоплаванию, сопровождавшийся демонстрацией различных моделей. Профессор Ф.А. Слудский, один из старших коллег Н.Е. Жуковского, тоже интересовался проблемами воздухоплавания.
В Выяснилась основная задача – установить весь процесс взаимодействия летательного аппарата с воздухом, в частности, научиться вычислять точно подъемную силу. Н.Е. Жуковский принял решение исследовать всю проблему и разработать методы точных расчетов для решения всех задач, относящихся к развитию аэронавтики. Особенно велики заслуги Н.Е. Жуковского в области аэромеханики. Именно в области экспериментальной и теоретической аэродинамики Н.Е. Жуковским, справедливо названным В.И. Лениным «отцом русской авиации», достигнуты наиболее важные результаты. Жуковскому здесь принадлежат все основные идеи, остающиеся и в настоящее время руководящими для деятельности ученых и инженеров, работающих в области авиации.
Начав с экспериментальных исследований парения различных моделей, Н.Е.
Жуковский в
В Н.Е. Жуковский создал вихревую теорию гребного винта. На основе этой теории были построены винты Жуковского – «винты НЕЖ». Все эти работы Н.Е. Жуковского, заложившие основы теоретической аэродинамики, тесно переплетались с практикой авиации и, кроме того, с многочисленными экспериментами.
В области аэродинамики больших скоростей Н.Е. Жуковский написал ряд
статей: «Аналогия между движением тяжелой жидкости в узком канале и
движением газа в трубе с большой скоростью» (
Н.Е. Жуковский исследовал также вопросы прочности самолета. В Большое участие принимал Н.Е. Жуковский и в научно-общественной жизни страны. Он участвовал в международных конгрессах, организовывал воздухоплавательные съезды в России, выступал с докладами и публичными лекциями по различным авиационным проблемам. Эти доклады и публичные лекции охотно посещали студенты, молодежь. Жуковский никогда не был ученым-одиночкой. К научным исследованиям, проводимым в его лаборатории, он смело привлекал студенческую молодежь.
Осенью
Воздухоплавательный кружок
Построить планеры в те годы было довольно трудным делом. Не существовало в тот период никаких норм прочности. Отсутствовали опытные данные о крыльях. Членам кружка приходилось все детали планеров изготовлять собственными руками и многие вопросы, возникавшие при создании планеров, решать буквально на ходу.
Из членов воздухоплавательного кружка впоследствии вышло много
выдающихся деятелей советской авиации: А.Н. Туполев, Б.С. Стечкин, Б.Н.
Юрьев, В.П. Ветчинкин, А.А. Архангельский, К.А. Ушаков, Г.М. Мусенянц,
Г.Х. Сабинин и др. В своих воспоминаниях о пребывании в Императорском Училище В.П. Ветчинкин особенно выделяет влияние на первоначальное развитие в России авиационной науки и техники Воздухоплавательного кружка МВТУ, в котором начал свою замечательную научную работу и сам В.П. Ветчинкин:
«Зародился кружок в Сначала в ней были раздвинуты столы, и на освободившемся месте поднялась до потолка ферма ротативной машины Слесарева. Немного позже около окна появился планер, который строили студенты во главе с А.Н. Туполевым, а построив, пробовали летать на нем. Еще немного времени, и освобождается уже половина чертежной, а студент Туполев строит, по указаниям Н.Е. Жуковского, круглую, а затем плоскую аэродинамическую трубу. Для сбора денег на постройку аэроплана студенты устраивают воздухоплавательную выставку; под нее освобождается уже вся чертежная, и помещение безраздельно переходит в кружок, который, под личным и непосредственным руководством Н.Е. Жуковского и при содействии всеми уважаемого директора училища профессора А.П. Гавриленко, рос и развивался не по дням, а по часам». Большую роль в дальнейшем развитии русской авиации сыграл XII Всероссийский съезд естествоиспытателей и врачей (1909-1910 гг.). В работе воздухоплавательной секции, председателем которой был Н.Е. Жуковский, участвовало почти половина всех участником съезда – так был велик в тот период интерес русской общественности к проблемам авиации. Большую роль в дальнейшем развитии русской авиации сыграл XII Всероссийский съезд естествоиспытателей и врачей (1909-1910 гг.). В работе воздухоплавательной секции, председателем которой был Н.Е. Жуковский, участвовало почти половина всех участником съезда – так был велик в тот период интерес русской общественности к проблемам авиации. В результате работы съезда стало очевидно, что дальнейшее развитие авиации зависит в значительной степени от успехов научных исследований в области аэродинамики. После съезда члены воздухоплавательного кружка МВТУ активно принялись за создание новых, более мощных аэродинамических труб. Не встречая поддержки со стороны царского правительства, они были вынуждены прибегать к организации авиационных выставок, публичных лекций, платных полетов. На собранные средства кружковцы установили в чертежной 5-го курса МВТУ две современные для того времени аэродинамические трубы.
Аэродинамическая труба
Аэродинамическая лаборатория МВТУ была в то время одной из лучших. Она была оборудована новейшей измерительной аппаратурой и моделями, разработанными и построенными руками молодых кружковцев-энтузиастов под руководством Н.Е. Жуковского. За короткий период с 1910 по 1911 гг. в этой лаборатории было проведено свыше 18 научных исследований в области крыльев и воздушных винтов. Экспериментальные работы по аэродинамике, проведенные в лабораториях Училища и Московского университета под руководством Н.Е. Жуковского, оказали огромное влияние на развитие техники аэродинамического эксперимента во всем мире.
|
||||||
|
||||||
|
|
|
||||
©
Разработка и поддержка сайта: Алексей Пашков alvp2010@mail.ru |
|