В данной работе использованы архивные материалы; труды: "Кафедра технология механосборочного производства" МВТУ им. Баумана в период Великой Отечественной войны 1941-45г.г., "Кафедра АМ-3 в IX пятилетие (1971-1975г.г.)", "Основные направления развития технологии машиностроения" - Труды МВТУ №348, 1981 г.; воспоминания доц. А.Т. Косиловой, проф. Н.М.Капустина.
Задачи индустриализации страны в период осуществления первого пятилетнего плана развития народного хозяйства потребовали создания мощного отечественного машиностроения. В связи с этим в стране широко развернулась подготовка не только конструкторов, но и технологов-машиностроителей. В машиностроительных ВУЗах страны в начале 30-х годов были созданы технологические кафедры.
Кафедра "Технология машиностроения" была образована в феврале 1930г.в Московском автомеханическом институте им. М.В. Ломоносова. Ее организотором и руководителем был проф.В.М.Кован. Преподавателями кафедры были М.Н.Шестаков, В.М.Степанов, К.П.Крутяков, А.К.Зданович, А.П.Владзиевский, В.З.Фрейдберг, С.Н.Кусиков, В.С.Красавин, И.И.Ветров, Я.И.Вольштейн и др. Большая часть из них совмещала преподавание с работой в промышленности
Технология машиностроения формировалась в этот период времени как научная дисциплина, обеспечивающая подготовку технологов-машиностроителей широкого профиля, что обусловило впоследствии возможность самостоятельного существования в МВТУ кафедры технологии машиностроения. С 1930 по 1936г. кафедра выпустила свыше 300 инженеров технологов по холодной обработке металлов резанием. Многие выпускники, в числе которых было немало пятитысячников, впоследствии занимали крупные руководящие посты в промышленности.
В сентябре 1936г. при слиянии Ломоносовского института с МВТУ кафедра вошла в полном составе, включая аспирантуру, в состав Механико- Технологического факультета МВТУ им. Баумана. Коллектив кафедры пополнился преподавателями МВТУ, читавшими курс технологии машиностроения на кафедре станкостроения.
В МВТУ в предвоенные годы преподаватели кафедры читали курсы: "Технология машиностроения", "Основы проектирования машиностроительных цехов и заводов" предусматривались практические занятия, курсовая работа и руководство производственной практикой. Помимо этого кафедра обеспечивает технологическую подготовку на специальностях механико-технологического (МТ) и танкового (Т) факультетов, а с 1937 г. на ряде специальностей факультета тепловых и гидравлических машин (ТГМ). Выпуск инженеров на кафедре в предвоенные годы составил: 1938г. - 66; 1939 - 28; 1940 - 25 человек. Состав кафедры - 10 человек: заведующий проф.В.М.Кован; доценты -В.С.Корсаков, Л.А.Попов, С.Н.Кусиков, И.П.Кузнецов, Я.И.Вольштейн, Г.М.Шатуновский, ст.преподаватель В.С.Красавин; ассистент А.Н.Огринчик, ст.препаратор Н.И.Асланова; пять совместителей - вели дипломное проектирование.
Прием аспирантов производился с 1932г. К началу войны аспирантами кафедры были: В.И.Гомозов, Е.П.Родионов, Я.М.Цуканов, А.И.Осипова.
С первых лет своего существования кафедра проводит большую работу по систематизации и обобщению производственного опыта, а также осуществляет экспериментальные исследования, связанные с определением технологических параметров, необходимых для построения технологических процессов, отвечающих современному уровню техники. Тесное содружество установилось с такими крупными гигантами промышленности, как ЗИЛ, ГАЗ, 1ГПЗ,"Красный пролетарий", МСЗ и рядом предприятий оборонной промышленности.
Учебно-методическая работа кафедры была неразрывно связана с ее научно-исследовательской деятельностью. Существовавшие описательные курсы производства машин не удовлетворяли растущие запросы советского машиностроения, требовавшего создания новой технологии производства, построенной на базе научных достижений в в этой области. Литературы по технологии производства машин не было, за исключением появлявшихся иногда в зарубежных журналах статей описательного характера. В результате обобщения производственного опыта передовых по технологической культуре отечественных заводов изданы первые труды В.М.Кована - учебные пособия: "Производство автомобилей и тракторов(1930г), "Обработка автомобильных и тракторных деталей на металлорежущих станках"(1933г),"Конспект лекций по сборке машин"(1934г), учебное пособие "Технология автотракторостроения"(1935г). В целях обоснования выбора методов обработки при проектировании технологических процессов В.М.Кованом была разработана "Методика оценки эффективности методов механической обработки (1937г). В тот же период проводится работа по исследованию факторов, обуславливающих припуски на обработку и публикуется статья В.М.Кована "Припуски на обработку в машиностроении"("Машиностроитель"№8, 1938г.)
В довоенные годы в стране создаются несколько технологических школ, в том числе в МВТУ, возглавляемые проф.Э.А.Сателем и А.Б.Яхиным, к работам которых В.М.Кован относился с большим уважением. В 1939г. был издан совместный труд В.М.Кована и А.Б.Яхина "Теоретические вопросы технологии машиностроения". Тесные связи были установлены с технологической кафедрой, возглавляемой проф. Ленинградского Политехнического института А.П.Соколовским и Московской школой воспитанника МВТУ проф.А.И.Каширина. До войны защитили кандидатские диссертации аспиранты Л.И.Вольштейн (1936г), В.С.Корсаков (1939г), Г.М.Шатуновский (1940г), соискатель В.Б.Гокун (1940г.).
В предвоенные годы кафедра размещалась на 4-м этаже основного здания (50 кв.м) в районе библиотеки.
В начале Великой Отечественной войны в октябре 1941г. кафедра вместе с Училищем была эвакуирована в г.Ижевск. В эвакуации находились проф.В.М.Кован, ст.преп. В.С.Красавин, доцент Я.И.Вольштейн, асе.А.Б.Корона. В филиале МВТУ в Москве оставались на кафедре доц.В.С.Корсаков, доц. С.Н.Кусиков, асс. А.Н.Огринчук и ст.препаратор Н.И.Асланова. Доц. Г.М.Шатуновский с первых дней войны был призван в армию, аспиранты были направлены на работу в оборонную промышленность (з-д "Скобянка" г.Загорск).
В период эвакуации кафедрой были обеспечены все виды учебных занятий по курсам "Производство артиллерийских снарядов" и "Производство боеприпасов" на артиллерийском и боеприпасных факультетах.
Выпуск инженеров в военные годы составил: 1941 - 15 чел., 1942г. - 2 чел, 1943г. - 8 чел, 1944г. - 33 чел, 1945г. -19 чел. В августе 41 года по указа-нию ВКВШ все студенты 4 и 5 курсов были направлены на работу как инженеры военного времени. Основная часть студентов нашей кафедры уехала работать на военные заводы г.Коврова
В декабре 1941г. занятия в МВТУ возобновились. Студенты, выполняя всю учебную программу, работали в конструкторском бюро при производственных мастерских МВТУ (рук.А.А.Молодцов) и вели работу по подготовке изготовления оружия. Доц.В.С.Корсаков был начальником ОТК производственных мастерских.
Несмотря на тяжелейшие испытания военного времени, кафедра продолжала научно-исследовательскую работу с заводами и НИИ оборонной промышленности. Преподаватели кафедры давали консультации по вопросам технологии, конструировании оснастки, выполняли экспертизы проектов, отлаживали и внедряли новые технологические процессы. Кафедра активно участвовала в производстве специзделий по заданию Наркомата Обороны. В Ижевске В.М.Кован и сотрудники кафедры работали по внедрению высокопроизводительных технологий объектов вооружения на заводах №74 и 524.
Проф.В.М.Кован и доцент В.С.Корсаков являлись членами НТС Наркомата Танковой промышленности; проф.Кован В.М.- членом технических Советов НКОМ, НКВ, НКТП, НКСМ.
В 1943г. коллектив кафедры "Технология машиностроения" возвращается из эвакуации. В этом же году выходит Постановление СНК СССР (№719 от 2.07.43г) об освобождении от работы лиц, зачисленных в аспирантуру. В связи с этим были вызваны с производства аспиранты кафедры довоенного периода и был объявлен прием новых аспирантов. К началу 1944г. на кафедре было 5 аспирантов: В.И.Гомозов, А.И.Осипова,Н.Д.Донченка, защитившая дипломный проект в декабре 1942г.; А.Б.Корона и А.Г.Косилова.
В 1944г. были утверждены для МВТУ новые учебные планы со сроком обучения 5 1/2 лет и уточнены специальности широкого профиля.
По специальности 0501 "Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты" (МТ-З)Механико-технологического факультета кафедра "Технология машиностроения" обеспечивала все виды занятий по дисциплинам "Технология машиностроения", "Основы проектирования машиностроительных цехов", "Основы конструирования приспособлений" (разработан доц.Корсаковым B.C.), чтение лекций по факультативному курсу "Технологические основы конструирования деталей машин", руководство технологической и преддипломными практиками, курсовым и дипломным проектированием. Если в 1934г. на курс технологии машиностроения по учебным планам предусматривается 180 часов (лекций -84 ч, групповых занятий - 60 ч и проектирование - 36 ч.), то через 10 лет по учебным планам МВТУ - 370 часов (лекций - 290 часов, 20 ч. лабораторий и курсовое проектирование - 60 час). Т.е. примерно в 2 раза больше.
На конструкторских специальностях факультетов МТ, Т, и ТГМ кафедра начинает с 1944г. читать курс "Технология машиностроения", заменившей узкоспециальные курсы производства машин.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны коллектив кафедры не потерял свой научный потенциал. Тесная связь научных работников с промышленностью значительно обогатила не только учебный материал, но и позволила провести глубокие исследования в области физических явлений, возникающих в поверхностных слоях деталей машин в процессе их изготовления, что непосредственно связано с учением о припусках. Еще шла война, а В.М.Кован в 1944г. издал труд "Технология машиностроения", утвержденный в качестве учебника для машиностроительных вузов.
В 1944 году была издана книга В.М.Кована "Припуски на обработку деталей стрелкового оружия". В том же 1944г. В.М.Кован защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. В военные годы защитили кандидатские диссертации соискатели кафедры: М.М.Билик (1943г.), Б.М.Шварцбург (1943г.), М.Д.Генкин (1944г.), доцент И.П.Кузнецов (1945г.).
В 1945г. в МВТУ была организована учебная лаборатория технологии машиностроения, и для студентов специальности 0501 были введены лабораторные работы объемом 17 часов. Тематика лабораторных работ и основные методические аспекты их проведения были разработаны проф.В.М.Кованом, В.С.Корсаковым и аспиранткой А.Г.Косиловой. Подготовка оборудования и оснастки для лабораторных работ проводилась под руководством зав.лабораторией А.А.Молодцова. Установка и аппаратура были изготовлены механи-ком лаборатории Н.И.Кривовым. Первые занятия студентов были проведены 28 ноября 1945г. В штат кафедры были приняты 2 учебных мастера А.Г.Милеев и А.А.Заиканов, проработавшие в лаборатории до конца своей жизни.
Лаборатория была размещена в цокольном этаже основного здания под библиотекой и читальным залом и занимала 150 кв.м.
В послевоенные годы выпуск инженеров на кафедре несколько упал в связи с переводом студентов старших курсов на вновь организованные в МВТУ специальности (электровакуумное машиностроение, прокатка и волочение). Выпуск по годам: 1946 -6 чел.; 1947 - 10 чел.; 1948 -8 чел.; 1949-12 чел.; 1950-14 чел.
В послевоенные годы коллектив кафедры продолжает работать над созданием учебной литературы. Доцентом В.С.Корсаковым изданы учебные пособия "Технология производства паровых и водяных турбин" (1946г.) и "Технология гидромашиностроения 1947г)., "Технология производства прокатных станов (1948г). В 1947 г. издан "Сборник задач по технологии машиностроения"(авторы В.М.Кован и В.С.Корсаков).
По Постановлению СНК СССР (5.Ш-44г.№240) издательством Машгиз начались работы по изданию многотомного энциклопедического справочника "Машиностроение". Проф.В.М.Кован являлся редактором раздела "Технология производства машин", включавшего 5,6 и 7 тома общим объемом более 250 печатных листов и вышедших в свет в 1947-48г.г. В этом издании в качестве авторов принимали участие работники и выпускники кафедры: В.М.Кован, В.С.Корсаков, А.Б.Корона, Г.М.Шатуновский.
В 1947 году закончили аспирантуру и успешно защитили кандидатские диссертации В.И.Гомозов, А.Г.Косилова, А.Н.Осипова, А.В.Корона, в 1948г. Н.Д.Донченко , в 1949г. соискатель К.П.Банков. Расширился прием студентов, демобилизовавшиеся воины ВОВ вернулись на учебу в институт. В их числе были будущие преподаватели и ученые кафедры Н.М.Капустин, М.Ф.Сухов, А.Ф.Метелкин. В аспирантуру пришли высококвалифицированные инженеры с производства Н.А.Глухов, М.Д.Солодов, А.Д.Сыроегин,М.А.Калинин и др.
Объем научно-исследовательских работ кафедры увеличился до 200 тыс рублей, а в 1947-48г.г. до 400 тысяч рублей. По диссертационным работам аспирантов, посвященным проблемам качества поверхности деталей машин в 1949 г. издан сборник работ кафедры "Чистота и макрогеометрия поверхностей вращения".
В послевоенные 1946-48 годы преподавтели Кафедры во главе с проф.В.М.Кованом и доц. В.С.Корсаковым проводят по заданию ГОСПЛАНА ССС экспертизы автомобильных заводов, УЗТЯ, ТГПЗ, з-да "Компрессор" и др.
Лаборатория пополняется оборудованием. По репарациям Германии было получено 5 металлорежущих станков, приборы: микроинтерферометр, осциллограф и прибор Мехау.
В начале 50-х годов на специальность 0501 принималось 2 группы по 25 человек каждая. Конкурс был огромный - до 8 человек на место. С 1953 года в связи с переводом технологического факультета МИФИ в МВТУ им. Н.Э.Баумана групп стало 3. Оканчивало ежегодно нашу специальность в эти годы 60-70 человек. При равномерном распределении на диплом по 3-м кафедрам специальности дипломы по нашей кафедре МТЗ защищали 20-23 будущих инженеров в год.
С 1962 г. в связи с потребностями производства прием студентов на специальность 0501 увеличивается до 150 человек в год (5 групп). Выпуск инженеров по нашей кафедре составляет 30...40 человек в год при общем выпуске на спец.0501 - 110... 115 человек. Студенты распределяются на работу в НИИ, заводы 11 Министерств машиностроения. Большая часть из них идет работать в закрытые предприятия Минобороны, Министерства Общего машиностроения, МинАвтопрома и т.п. Наших выпускников берут нарасхват, что немудрено, т.к. имея прекрасную теоретическую и практическую подготовку, они через год-два становятся руководителями среднего звена на производстве. Многие из выпущенных кафедрой инженеров, выдвинулись на руководящие посты в промышленности и получили высокие правительственные награды. Среди них И.И.Новаторцев -директор Коломенского машиностроительного завода, С.А.Акопов - министр автомобильной промышленности, П.С.Кучумов - зам. народного комиссара среднего машиностроения, К.В.Власов -гл.инженер Горьковского автомобильного завода, Б.И.Гостев - гл. инженер НАТИ, К.П.Иванов - директор НИИТАвтопрома, А.А.Громов - директор 1-го ГПЗ, А.А.Горегляд -герой Соцтруда, министр судостроительной промышленности, С.А.Афанасьев - министр общего машиностроения, В.К. Журавлев -директор завода им.С.Орджоникидзе и многие другие.
В 1962 кафедра получила новую лабораторию площадью 300 кв.м на первом этапе центральной части основного здания, там же располагалось и помещение кафедры (в 50-е годы кафедра занимала 2... аудиторию). В лаборатории были созданы отделения: механической обработки, механизации и автоматизации сборки, новых (электрофизических) методов обработки, приспособлений, а также небольшой участок полимерных материалов. Для проведения лабораторных работ по курсам: основы технологии машиностроения, основы конструирования приспособлений, технологические основы автоматизации и электрофизические методы обработки были спроектированы и изготовлены своими силами ряд учебных установок, приобретено много измерительной аппаратуры и специальных устройств. В лаборатории было 18 единиц оборудования, что позволило углубить основные положения читаемых курсов, придать отдельным работам исследовательский характер, расширить объем хоздоговорных работ, а также увеличить число аспирантов на кафедре.
Общее число преподавателей, аспирантов, научных работников и учебно-вспомогательного персонала достигает 65 человек.
Если в первые годы работы кафедры ее научно-педагогический коллектив формировался путем привлечения специалистов из промышленности, то с 50-60-х годов комплектование кафедры в основном осуществляется из ее воспитанников, прошедших стаж работы инженерами в промышленности или по научно-исследовательской работе,путем подготовки научных кадров через аспирантуру. Кадровыми сотрудниками кафедры стали: кандидаты технических наук, доценты А,Г.Косилова,М.Д.Солодов, М.А.Калинин, Н.М.Капустин, А.М.Дальский, М.Ф.Сухов, В.С.Мамаев, А.Ф.Метелкин, ст.преподаватели Г.А.Строганов, Р.К.Мещеряков, Б.И.Горбунов, Э.Г.Грановский; ассистенты Ю.А.Макаров,С.С.Сильвестров, Г.Н.Мельников,В.Ф.Выговский, М.С.Камсюк, Н.А.Ястребова, Р.З.Диланян.
Для работы на кафедре привлекаются крупные специалисты из машиностроительной промышленности: гл.технолог ЗИЛа С.М.Степашин, директор института "Оргстанкинпром" Г.А.Монахов, гл.инженер з-да "Красный факел" В.Н.Тараканов, гл.инженер завода "Красный пролетарий" В.А.Романов, начальник отдела НИАТ Г.А.Потемкин, старший научный сотрудник НИАТ к.т.н. В.А.Шальнов.
Почти все инженеры кафедры выполняют учебную нагрузку на условиях почасовой оплаты.
Значительно выросло количество аспирантов. Если в 30-40-е го-ды их число не превышало 4 - 7 , то в середине 60-х годов на кафедре было 22 аспиранта. Ежегодный прием в аспирантуру составлял 5-8 человек. Если за 30-40-е на кафедре защитили диссертации 14 человек, то в 50- 12 чел., а в 60-е 37 человек.
В 1955 году была защищена вторая докторская диссертация В.С.Корсаковым на тему." Погрешности обработки, вызывемые деформациями технологической системы". В 60-е годы кафедры представляла к защите в МВТУ докторские диссертации: В.И.Гомозова (1962г.), Е.Г.Проскурякова (1963г.), М.П.Новикова (1964г.), П.Г.Алексеева (1964г.), В.А.Шальнова (1968г.).
В прошедшие 20 лет состав кафедры почти полностью обновился. Умер в 1962г. основатель и руководитель кафедры профессор, д.т.н. , заслуженный деятель науки и техники РСФСР Виктор Михайлович Кован, умерли доц. М.Н.Шестаков, доц.Л.А.Попов. Перешли на другую работу или ушли на пенсию ст.преп. В.С. Красавин, доц.В.Б.Гокун, доц.Н.И.Вольштейн, доц.А.Ф.Кусиков, доц.И.П.Кузнецов, доц.В.В.Сасов, доц.А.Ф.Метелкин.
С 1962 года кафедру возглавил профессор, д.т.н. В.С.Корсаков.
В 50-е годы организованы филиал МВТУ (1956г.) в Кунцево, Калиниграде, Московской области, в г.Калуге, где также ведется подготовка студентов по специальности 0501.
В1962 году кафедра была переименована в кафедру "Технология механо-сборочного производства", новое название не сужает ее профиль, но более четко выделяет характер и значение других технологических кафедр факультета.
Кафедра по прежнему руководит технологической подготовкой на 3-х факультетах: АМ (бывший МТ), "К" (бывший Т) и "Э" (бывший ТГМ), а с 1960 г. по спец.0501 на вечернем факультете МВТУ, в Калининградском и Кунцевском филиалах.
В Калужском филиале учебная нагрузка выполняется под методическим контролем кафедры.
По факультету АМ основной специальности 0501 читается 5 курсов:" Основы технологии машиностроения", "Технологические основы автоматизации механосборочного производства", "Технология производства машин", "Основы конструирования приспособлений", "Основы проектирования машиностроительных заводов", "Технология электрофизической и электрохимической размерной обработки материалов" - общим объемом -464, в т.ч. 388 лекций и 76часов лабораторных работ.
Базируясь на общности принципов построения технологических процессов во всех отраслях машиностроения, кафедра унифицировала программы курса для других специальностей, предусмотрев в них две части: общую, в которой излагаются основы технологии машиностроения, и специальную, содержащую факультетские материалы, специфические для каждой отрасли.
Большой объем научно-исследовательских и методических разработок кафедры получают свое отражение в литературных трудах кафедры. Сотрудниками кафедры написано свыше 100 литературных работ общим объемом около 400 авторских листов, из которых свыше 250 приходится на учебные пособия и учебники. В 1953 году проф. В.М.Кован издал справочное пособие "Расчет припусков на обработку в машиностроении", в котором была изложена научно-обоснованная методика расчета технологических допусков на размеры заготовок. Д.т.н., профессор В.С.Корсаков издает монографии "Точность механической обработки", в которой излагается теория точности в машиностроении "Расчет и конструирование приспособлений в машиностроении" 1959г) и "Основы конструирования приспособлений" (1965г.), где излагаются теоретические положения одноименного курса. Последняя книга проф.В.С.Кована "Основы технологии машиностроения" изданная в 1959 году получила премию МВТУ. В 1965г. вышло второе издание книги "Технология машиностроения" под ред.В.С.Корсакова, авторами которой являлись ведущие доценты кафедры. Этот учебник переведен на немецкий, английский, венгерский, эстонский и армянский языки и получил 1 премию МВТУ им.Н.Э.Баумана. В эти же годы выходят в свет "Справочник технолога-машиностроителя", в котором опубликованы результаты научных исследований сотрудников кафедры (1956г.), Справочник по механизации и автоматизации сборочных работ под ред.В.С.Корсакова и М.П.Новикова (1961г.).
На 70-80-е годы приходится дальнейший рост всех направлений деятельности кафедры. Увеличивается число преподавателей кафедры. Так в 1975г численный состав кафедры составляет 85 человек, из них 29 преподавателей, 14 человек учебно-вспомогательного персонала и 14 инженеров и м.н.с.
В начале 70-х годов на кафедру приходят работать новые преподаватели из числа аспирантов, успешно защитивших диссертации: А.Г.Холодкова (1971г.), В.Б.Борисов (1971г.), В.А.Казаков (1971г.), О.М.Деев (1972г.), В.С.Куприянова (1972г.), В.М.Бурцев (1973г.); переводятся в преподаватели из инженеров: В.В.Огородников (1970г.), В.И.Тавров (1972г.), Н.В.Кордюков (1974г.), И.И.Кравченко (1975г. и Н.П.Большагин (1975г.).
Ряд преподавателей уходят с работы на кафедре по различным причинам: Д.т.н., проф.Дальский А.М. возглавил в 1970г. технологическую кафедру АМ-13, к.т.н., доц.Б.И.Горбунов назначен проректором по учебной работе ВЗМИ, к.т.н., доц. В.С.Мамаев назначен зав.кафедрой графики ВЗМИ (1974г.), к.т.н. доц.Г.А.Строганов назначен проректором по учебной работе завода ВТУЗа при ЗИЛе. Перестали работать совместители В.А.Трефилов и Г.А.Монахов. В 1979г. умер к.т.н., доц.М.Д.Солодов.
На специальность 0501 по-прежнему принимается 450 человек на дневное, 30- 50 человек на вечернее отделение, 50-70 человек в Кунцевском и 50 человек в Калининградском филиалах. Выпуск по МВТУ (без учета филиалов) в 70-80-е годах составляет от 70 до 40 человек.
В 70-е годы на Кунцевском факультете была создана секция кафедры под руководством доцента В.Б.Борисова, которая осуществляла планирование и организацию учебного процесса. Большую помощь в работе секции оказывали заведующий кафедрой проф.В.С.Корсаков , декан Э.Г.Грановский (1985-1988г.г.) и зам.декана Ю.А.Макаров и проф.А.М.Дальский.
В 1972 году была организована научно-исследовательская работа преподавателей и студентов в интересах базовых предприятий. Нашими преподавателями, совместно со студентами были выполнены НИР: "Исследование точности обработки при фрезеровании на станках с ЧПУ" (рук.Э.Г.Грановский), "Разработка экспериментальной установки для исследования точностной обработки тонкостенных деталей (рук.Ю.А.Макаров). Следует отметить ряд оригинальных лабораторных работ, разработанных и поставленных преподавателями нашей кафедры доцентами В.Б.Борисовым, Б.Д.Максимовичем, А.И.Соловьевым, Н.П.Большагиным, ст.преп.А.Б.Истоминым, А.В.Алексеевым, ассистентом А.В.Игнатовым и др.
Среди преподавателей, проявивших особый преподавательский талант на Кунцевском факультете, можно назвать доцентов Э.Г.Грановского, В.П.Тихонова, А.И.Соловьева, Г.А.Строганова, А.Г.Холодкову и старшего преподавателя Ю.А.Макарова
В 1973 году кафедрой были разработаны новые учебные программы по 25 курсам и 14 технологическим практикам для специальностей ф-та АМ,К и Э
Учебный план профилирующей специальности 0501 претерпел существенные изменения. По новому плану специальности 0501 вместо курса "Основы технологии машиностроения" введены 2 курса: "Технологические основы обеспечения качества изделий в машиностроении (ТООКИ) и "Основы построения и расчета технологических процессов в машиностроении (ОПРТП). Введены новые курсы "Автоматизация проектирования технологических процессов"(АПТП) и "Технологические методы механосборочного производства". Таким образом студенты спец.0501 изучают 8 курсов. Важно отметить, что учебные программы всех разделов курсов "Технология машиностроения для спец.0501, разработанные кафедрой АМ-3, были утверждены МВО и ССО СССР в качестве программ для всех машиностроительных ВУЗов.
В 70-80-е годы сформировались основные направления научно-исследовательских работ на кафедре 1. Исследование автоматизированных и роботизированных сборочных процессов (под руководством В.С.Корсакова и М.Д.Солодова; 2. Исследование точности обработки на агрегатных станках и автоматических линиях (руковод А.Г.Косилова); 3. Повышение точности обработки и разработка управляющих программ на станках с ЧПУ (рук.В.С.Корсаков); 4.Разработка методологии автоматизированного проектирования оптмимальных технологических процессов изготовления деталей (под руководством Н.М.Капустина); 5. Исследование точности обработки деталей электрофизическими методами (под рук.М.А.Калинина); 6. Исследования точности изготовления валковой системы листопрокатных станов (под рук.М.Ф.Сухова), дальнейшее развитие методики расчета припусков (под рук.Р.К.Мещерякова).
Прием и выпуск аспирантов по кафедре значительно вырос. В 70-е годы было защищено 70 кандидатских диссертаций, а в 1976 году к.т.н., доц. Н.М.Капустиным была успешно защищена докторская диссертация.
В эти годы научно-преподавательский коллектив кафедры помогает созданию преподавательских коллективов в Политехнических институтах союзных республик (Киргизия, Узбекистан, Казахстан) и в России. Участвует в заседаниях ГЭКов (Таджикистан, Литва), проводит методические проверки ВТУЗов страны. С 1972г. на преподавательскую работу за рубеж выезжают преподаватели нашей кафедры (Е.Ф.Никадимов,В.Ф.Выговский, В.Б.Борисов, И.И.Кравченко, И.И.Киселев, В.А.Казаков).
В эти годы вышли ряд учебников, учебных пособий и методических пособий по курсовому и дипломному проектированию и лабораторным работам
В 80-е годы кафедра торжественно отмечает свое 50-летие. Число преподавателей кафедры продолжает расти с увеличивающейся учебной нагрузкой.
В этот период на кафедру приходит много молодежи из числа лучших студентов специальности 0501 и 0567. Молодые способные инженеры Лошкарев В.М., Поляков С.А., А.И.Пашинцев, Егоров В.П., Соловьев А.И., Воробьев А.И., Гусев А.А., Волков О.Ю., Алексеев А.В. в 1982-86г.г. успешно защищают кандидатские диссертации, а затем многие переходят на преподавательскую работу. До конца 1987 года на кафедре работают 31 преподавателей, объем хоздоговорных научно-исследовательских работ достигает 160-180 тыс. рублей. Число аспирантов на кафедре составляет 29-30 человек; учебная нагрузка увеличивается до 24-26 тысяч часов в год. В 1985г. выходит 4-ое издание Справочника-технолога под ред А.Г.Косиловой и Р. К. Мещерякова, в подготовке которого принимают активное участие многие преподаватели кафедры. Успешно продолжает развиваться научная школа кафедры.
К сожалению в 1984 году кафедра несет большие потери: в октябре 1984г.скончался проф., д.т.н. заслуженный деятель науки и тех-ники РСФСР Владимир Сергеевич Корсаков, в апреле 1984г. умер к.т.н. доцент М.Ф.Сухов, а в декабре ст.инженер М.М.Мишин и учеб ный мастер А,А.Заиканов, работавший в лаборатории со дня ее основания.
С ноября 1984г. заведующим кафедрой становится д.т.н., проф. А.М.Дальский. С его приходом на кафедре начинают активно вестись работы в научном направлении - технологической наследственности. Коллектив кафедры пополняется: вместе с А.М.Дальским на кафедру приходят доц., к.т.н. Васильев А.С., инженеры О.В.Спиридонов, А.М.Сотников и В.А.Попов.Уходит с кафедры д.т.н., проф. Н.М.Капустин на должность заведующего кафедрой в Заочный Политехнический иснтитут.
Вторая половина 80-х годов была чрезвычайно сложной для кафедры. В связи с реорганизацией, проводимой в МВТУ ректором -космонавтом, д.т.н., проф.Елисеевым, кафедра была объединена с 1987 по 1989г.г. с кафедрой "Теория резания и металлорежущий инструмент" и стала носить индекс МТ-2. В это время профессорско-преподавательский состав кафедры увеличивается до 42 человек (2 профессора, 28 доцентов, 5 старших преподавателей и 7 ассистентов). На кафедре проходит научную подготовку в аспирантуре 36 аспирантов и 5 соискателей. Объем хоздоговорных тем составляет 712 тыс.рублей, учебная нагрузка достигает 36340 часов. В 1988 году был утвержден учебный план , направленный на подготовку инженеров по специальности 1201- Технологии машиностроения. В 1987г. прекращается вечерняя форма обучения и у кафедры остаются одна группа в основном здании МГТУ и одна группа на Кунцевском факультете, в связи с чем резко сокращается прием студентов. Коллектив кафедры по-прежнему руководит технологической подготовкой студентов конструкторских специальностей факультетов МТ (МТ1, МТ2, МТ4, МТ5, МТ7, МТ8, МТ9, МТИ) РК (РК4,РК5), Э (Э2,ЭЗ, Э4, Э5, 31, СМ(СМ8,СМ9,СМ10).
Первый набор на специальность 12.01 кафедра проводит в 1987г. Программа подготовки предусматривает блок дисциплин по выбору (7 дисциплин), что позволяет формировать специалиста в соответствии с потребностями его будущего места работы. Для утверждения учебного плана необходимо было защитить на Ученом Совета программу подготовки специалистов. В начале 1990г. она была доложена на Ученом Совета зав кафедрой проф.А.М.Дальским и успешно защищена.
Оппонентом от промышленности выступал проф.А.В.Мухин, работавший в одном из ведущих предприятий промышленности, а с ноября 1990г. ставший заведующим кафедрой.
Коллектив кафедры и ее научная школа по-прежнему пользуется заслуженным авторитетом среди технических ВУЗов страны и в промышленности. Ежегодно на кафедре проходит стажировку 5..6 преподавателей из других ВТУЗов страны. По представлению кафедры в 85-89 годах защищают докторские диссертации в области сборки зам.директора НИИТяжелого машиностроения А.И.Жабин, завкафедрой Киевского технологического института легкой промышленности А.С.Зенкин, доцент Львовского Политехнического института В.И.Шабайкович, проходит апробацию работа стажера- зав.каф.Технологии машиностроения Харьковского Украинского заочного политехнического института Б.М.Ариентьева и многие другие.
Последние годы десятилетия, когда ограничения на объемы хоздоговорных научно-исследовательских работ снимаются , их объем достигает 400-700 тыс.рублей в год. В 80-е годы по результатам научно-исследовательских работ защищено 54 кандидатских диссертации. Обновляется оборудование в лаборатории: старые универсальные металлорежущие станки заменяются на станки с ЧПУ, приобретены промышленные роботы, переналаживаемый сборочный полуавтомат, технологическая оснастка и сборочный инструмент.
В 1991 году кафедра возвращает свое раннее название "Технология машиностроения" (МТ-3).
Перестройка в стране, распад СССР в 1991 году, резкий спад в экономике, сокращение финансирования Высшей школы поставило МГТУ им.Баумана, как и все ВУЗы страны в крайне тяжелое положение. Из-за существенного снижения уровня заработной платы, закрытия в 92-93 годах подавляющего числа хоздоговорных тем, прекращения их финансирования заказчиками с кафедры уходят преподаватели, в т.ч. молодые кандидаты технических наук. В 92-94г.г. годах ушли в коммерческие структуры доценты И.И.Киселев, доц.О.Ю.Волков, В.В.Огородников, М.В.Буряков, Лошкарев В.М., А.И.Пашинцев, И.Я.Мартынов, и др.
Если в 60-е на кафедре работали 10 доцентов и 7 ассистентов, в 70-е годы - 15 доцентов, 7-8 ассистентов, в 80-е годы - 21-23 доцента, 8-6 ассистентов (без учета 87-89 года), то в 90-е годы - 24-25 доцентов и 4-3 ассистента. Также сократилось число учебно-вспомогательного состава и инженеров и лаборантов. Если в 1969г. учебных мастеров и лаборантов было 8, а сотрудников НИСа: инженеров и лаборантов -17 , то в 90-е годы учебных мастеров осталось 3,инженеров -3 и техников 1. Сократилась и аспирантура кафедры, вместо 27-30 человек аспирантов в 60-80 годы, с середины 90-х годов их число не превышает 7-8 человек. К сожалению из 26 человек, которые должны были окончить аспирантуру и в 91-99 годах защитили диссертации только 5 человек и трое А.В.Игнатов , П.Б.Концевой и Ю.А.Островский выполнили на 100% свои работы. Несмотря на эти трудности учебно-методическая и научная работа на кафедре не прекращаются .
В начале 90-х годов в МГТУ открывается новый факультет "инженерного бизнеса и маркетинга (ИБМ), и с 1995 года кафедра МТ начинает вести технологическую подготовку студентов факультета.
С 1995 г. руководство кафедры из блока дисциплин по выбору организовало 4 специализации со строго определенным набором дисциплин. технологические процессы механической обработки деталей; технология и автоматизация технологических процессов сборки изделий; проектирование и эксплуатация интеллектуальных систем технологического назначения; технологические процессы изготовления механических устройств радиотехнических систем (Кунцевский факультет).
С 1995 года кафедра читает 24 курса лекций для студентов спец. 12.01 из них 14 курсов общих, в том числе "Введение в специальность", "ТОУКИ", "Автоматические системы проектирования и управления ТП", "Конструирование технологической оснастки", "малоотходная технология получения заготовок", "технология и автоматизация сборки изделий", "прогрессивная технология автоматизированного машиностроения", "ОП и РРТП","ТОАП", технологическая подготовка производства", "технология и автоматизация изготовления деталей", "Автоматические системы производства и управления технологическими процессами " и др. и 10 по специализациям. С учетом технологической подготовки студентов конструкторских специальностей их число увеличивается до 50.
Подготовлены, обсуждены и утверждены программы по всем читаемым курсам
В 1997-1999 годах на кафедре ведется большая работа по созданию программ подготовки бакалавров и магистров. В конце 1999г. члены учебно-методической комиссии кафедры: доценты В.Л.Киселев, Е.Ф.Никадимов и Р.В.Боярская разработали концепцию этой подготовки, которая была одобрена. Подготовка магистров на кафедре будет осуществляться по следующим 7 направлениям: Технология машиностроения (рук.проф.А.В.Мухин, доц.В.Л.Киселев), Технология автоматизированного машиностроения (рук.доц.Г.Н.Мельников), Технология размерной фоормообразующей обработки (рук.доц.Е.А.Заставный,доц.М.С.Камсюк), Технология автоматизированной сборки изделий (рук.доц.А.Г.Холодкова), Автоматизированные системы ТПП (рук.д.т.н.,доц . А.И.Кондаков, доц.О.В. Спиридонов), Технологическая оснастка машиностроительных производств (рук.доц.Е.Ф.Никадимов, доц.В.П.Тихонов ), Технология обеспечения качества изделий (рук.проф.А.М.Дальский и доц.А.С.Васильев).
Все последние результаты научно-исследовательских и учебно-методических работ вошли в 2-х томный учебник кафедры "Технология машиностроения", изданный в 1997-98г.г. издательством МГТУ, над которым практически весь коллектив кафедры работал в течение 4-х лет. За последние 10-летие издано много методических и учебных пособий. В настоящее время подготовлено к печати 5-ое издание многотомного Справочника технолога-машиностроителя, под ред проф.А.М.Дальского. Большим событием в жизни кафедры стала успешная защита докторской диссертации доц.А.И.Кондаковым в сентябре 1999 года. В 2000 году защищена докторская диссертация Г.В.Малышевой, в 2001 - А.С.Васильевым.
Начавшееся возрождение промышленности в 1998-2000 годах сразу сказалось на жизни кафедры. Увеличился конкурс по приему студентов на нашу специальность: 2-2,5 человек на место. Опять на кафедру приходят представители предприятий различных отраслей промышленности и агитируют наших выпускников идти к ним работать.